Храм Рождества Пресвятой Богородицы г.Верхнего Уфалея - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

О Празднике Покрова Божьей Матери.

Сегодня наша Церковь торжественно отмечает событие, происшедшее в давние времена и не в русской земле, а в греческом Царьграде.

В Константинополе, в те годы войска варваров плотно подступили к стенам города. Подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью. В Влахернском храме, во время всенощного бдения,священники города молились об избавлении от врагов.

Всенощное бдение - это служба, от которой у нас теперь осталось в основном одно название. А вначале это было продолжительное богослужение, молились всю ночь, поэтому служба и называется - всенощная. Вообще на востоке богослужения совершаются чаше всего ночью, потому что днем очень жарко, трудно, а тут — ночная прохлада.

И вот в четвертом часу ночи, в будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен) и его ученику Епифанию явилось видение: они увидели стоящую в храме на воздусе Матерь Божию, молящуюся, с Ней — ангелы, архангелы, апостолы, пророки...

Преклонив колена, Пресвятая Дева со слезами молилась за христиан. Затем, подойдя к Престолу, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках ее блистал "паче лучей солнечных".

Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь".

Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню, по отшествии же Ее, сделалось оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там".

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызывает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже.

Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».2

Народ, с которым тысячу лет тому назад произошло это чудо, забыл о нём. Греки забыли об этом празднике. Русские помнят. Какой-то промысел Божий тут есть. Почему же мы празднуем событие, которое, казалось бы, к нам с вами никакого непосредственного отношения не имеет?

Да потому, что все мы – дети Богородицы. Всех нас Господь на Кресте усыновил Своей Матери, сказавши апостолу Иоанну: “Се Мати твоя...” Все мы, и те, у которых ещё живы матери, и те, у кого они уже умерли, – не сироты, потому что Богородица защищает нас своим благодатным покровом. Вот почему российские христиане с такой торжественностью и такой радостью встречают праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

«Это чудесное явление показывает непрестанное ходатайство Божией Матери за род человеческий пред Богом, и одновременно, оно весьма поучительное.

Для извлечения уроков для благочестивой жизни полезно будет внимательно рассмотреть некоторые детали этого дивного события. Само явление Божией Матери в сопровождении святых угодников Божиих с сонмом Ангелов показывает нам то, что небожители заботятся о своих младших земных братьях. Они принимают деятельное участие в нашей земной жизни, ходатайствуя за нас пред Богом. История человеческого рода разворачивается во времени под их надзором и «водительством».

 

На что же ещё Им употреблять обретенную благодать, могущество и духовную силу, как не на помощь нам земнородным. Ведь даже на земле порой весьма черствые и неотзывчивые люди бывают тронуты беспомощностью и несчастьем других. Сердце их, отогреваясь сочувствием, наполняется состраданием, и в душе, быть может впервые, рождается святое желание помогать и покровительствовать. Это чувство прогоняет эгоизм и холодность обыденной жизни и делает человека причастным к Небу и Вечности.

Если это, хотя и редко, но все-таки бывает в Мире, лежащем во зле, то тем паче это должно быть свойственно и Миру Горнему, пребывающему в Любви. И в празднике Покрова Пресвятой Богородицы мы видим, как Сама Владычица Небесная не остается только зрительницей нашей духовной и телесной бедности, но покровительствует нам, простирая над человеческим миром Свой молитвенный покров.

Другая деталь подчеркивает, что явление Покрова совершилось ни где-нибудь, а именно в храме во время Воскресного Богослужения. Действительно, где же ещё пребывать Небесным Силам, как не в том месте, где особенно пребывает их Царь и Господь? Хотя по Своей Божественной природе Бог – Вездесущ, но мы утверждаем, что Дом Божий, которым является храм, - это место Его особенного присутствия.»1

«Каждый праздник, вот как и в праздник Покрова , храм обычно бывает полным. Человек стремится в храм, но поскольку Господь создал нас существами разумными, неплохо бы каждому из нас по пути в храм задавать себе вопрос: а зачем я туда иду? И если мы будем так делать, это принесет нам огромную пользу.

Человек создан Богом, и в его душе Богом заложено много разных чувств - чувство справедливости, чувство любви или гнева. Есть у него и еще одно чувство - религиозное. И любому грешнику, даже если он бесконечно далеко ушел от Бога, все равно это чувство присуще. Но в силу того, что человек отпал от Бога и повредил свою природу, все его чувства искажены и действуют в противоположность тому, как они созданы Богом.

Ну, например, естественно в человеке чувство гнева, но оно должно быть направлено на грех, на зло, а у нас чаще всего оно направлено на ближнего. Или, например, чувство любви должно быть обращено на кого-то или на что-то, прежде всего на Бога, а у нас обращено на самих себя.

Так же и религиозное чувство. Оно в нас существует само по себе и часто не направлено к Богу. Это чувство зовет человека в храм, этим чувством он руководствуется, когда иконы лобзает или просто в храме постоит и на душе у него возникает что-то приятное. Многие так и говорят: меня храм успокаивает. И человек начинает думать, что это и есть духовная жизнь. Ничего подобного, к духовной жизни это отношения никакого не имеет.

В чем же тут дело? Причина в том, что человек служит-то не Богу, а самому себе. Поэтому многие десятилетиями ходят в храм, но так ничего, собственно, и не понимают, не понимают, в чем же есть духовная жизнь. Не понимают самого главного, для чего пришел Христос на землю. А почему так? А потому, что ходим в храм бессознательно, не понимая, зачем пришли. Вот в день рождения или именин хочет человек причаститься. Чего причаститься? Зачем причаститься? Почему именно в день рождения, а не позавчера? Живем совершенно бездумно и неосознанно, а человек существо разумное, он так жить не должен. И вот Господь на землю пришел, чтобы вернуть нам этот разум духовный, чтобы каждое наше слово, дело, мысль были целесообразны.

И поэтому многие из ходящих в храм, когда окажутся перед судом Божиим, очень удивятся. Как же так? Всю жизнь в храм проходил, а Господь говорит: отойди от Меня, делающий беззаконие. Вот так и фарисеи тоже очень удивились: почему это их вдруг Христос обличал или Иоанн Предтеча, называл порождением ехидниным. Как же так? Посты соблюдаем, в церковь ходим, милостыню даем, Священное Писание знаем наизусть, все правила исполняем, а они такие-сякие на нас говорят: порождения змеи, то есть змееныши.

То, что человек и крестик на себе носит, и все вроде исполняет, не имеет никакого отношения к духовной жизни. Это есть только внешние знаки причастности к чему-то. А Господь принес весть о Царствии Небесном, которое не от мира сего. И Господь хочет, чтобы мы это познали - познали прежде всего свою отверженность от Бога, познали в себе грех и все наше недостоинство. И если мы увидим в себе какой-то грех, увидим конкретно: вот я согрешаю этим и этим,- тогда Господь может нам помочь, если мы пожелаем исправиться от этого греха.

Духовная жизнь - это есть исправление своего существа. Духовная жизнь от слова "дух" - когда Дух Божий поселяется в человеке. Если же человек скверен, Дух Божий в нем поселиться не может, хоть он и обвешается крестиками, иконочками, поясками или будет галлонами пить святую воду.

Должна душа прежде всего ожить, а оживает она только через покаяние. Дух Божий может войти только в чистое место. Поэтому если мы покаянием освобождаем свою душу от греха, то вместо греха туда приходит благодать Божия. Говорят же: свято место пусто не бывает. И вот тогда-то и начинается жизнь духовная, тогда в человеке живет Дух Божий, а не просто он расчесывает свое религиозное чувство: схожу в храм, потому что здесь очень приятно, здесь поют, здесь что-то такое рассказывают. Это как хождение в клуб и никакого отношения к небу не имеет. Можно и причаститься в осуждение себе, потому что, имея в душе зло, как причащаться Святых Христовых Таинств? Одно дело, если человек кается в грехе и просит у Бога помощи, чтобы избавиться от этого греха. И когда он причащается, Господь пламенем благодати Своей сжигает то, что человек выдернул из своего сердца. А если человек живет в грехе и не сознает в себе этого греха, а просто тупо наклоняет свою голову, тычется в крест и Евангелие и не собирается ни на миллиметр свою жизнь исправить - то тогда этот огонь попаляет его душу.

Вот какова роль покаяния: увидеть в себе зло, вступить с ним в борьбу и выдернуть его, и тогда в нас останется только то доброе, что насадил Господь. А причащаться без покаяния - значит сжигать свою душу и все дальше и дальше впихивать ее в преисподнюю. Поэтому апостол Павел и говорит: "Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает". Поэтому каждый наш приход в храм должен быть для нас шагом в Царствие Небесное, он должен быть для нас шагом навстречу Богу, шагом исправления, шагом видения своих грехов. Вот тогда посещение храма для нас будет не бессмысленным, а каждый приход в храм будет нас освящать, очищать, обоготворять и мы будем каждый раз, исходя отсюда, получать благодать Божию.

Многие люди, выходя из храма в умиротворенном, хорошем настроении, думают, что они получили благодать Божию. Это не так, потому что хорошее настроение можно получить и музычку послушав, и книжечку почитав, но душевное это переживание к духовной жизни часто не имеет никакого отношения. Благодать Божию мы получаем только тогда, когда исправляем в своей душе какой-то грех. Если мы вчера были в чем-то грешны, а сегодня это исправили, то на место этого греха мы получим крупицу благодати Божией. А так как грехов в нас миллиард, то нам нужно получить миллиард крупиц благодати Божией - до тех пор, пока мы не исполнимся духовной жизни.

Но для этого надо жить руководствуясь словом Божиим, а мы живем своими чувствами: нравится - не нравится, хочу - не хочу, люблю - не люблю, равнодушен - гневлив и так далее. Нами властвуют наши чувства, воспаляемые от геенны. Мы привыкли им доверять, постоянно анализируем свою псевдодуховную жизнь, основываясь на своих чувствах, забывая, что они искажены грехом. Поэтому многие и обольщаются и, думая, что они живут духовной жизнью, на деле давно отверглись Бога, давно отверглись Его заповедей, живут сами по себе, по своим похотям, по своим чувствам, по своим представлениям, тем самым доставляя радость сатане, а Христу слезы.

Поэтому нам нужно прежде всего раскрыть свое сердце и ум для принятия Евангелия. Надо проникнуть в эти слова, которые будут нами руководить в жизни. Понимаем мы это сейчас или не понимаем, чувствуем или не чувствуем, но только Евангелие есть истина. И если мы покоримся этой истине, то выйдем на свет Божий, и наши чувства исправятся.»4

« И если вы ищите покровительства Ангельского и молитвенного Покрова Божией Матери лучшего места не найти и способа обрести его, кроме как пребывания в храме. Повествование о явлении Богородицы во Влахернском храме удостоверяет нас в том, что наша надежда на помощь Царицы Небесной не напрасна.

Есть и ещё один вероучительный момент в рассматриваемом ныне событии. Матерь Небесного Царя, Владычицу Небесную увидели Андрей с Епифанием не восседающей на Престоле и ниспосылающей благословения роду человеческому, а стоящей на коленях и молящейся Богу за человеческий род. Молитва, по свидетельству многих святых, есть главнейший критерий духовной жизни. Где нет молитвы – там нет духовной жизни, там духовная смерть. Мы видим, что небожители постоянно пребывают в молитве, это относится и Божией Матери. Почему так? Потому что Один Владыка всяческих, Отец Щедрот, Податель небесных и земных благ, Источник жизни и бессмертия – Бог. Он един – Первопричина бытия, и даже небесное блаженное пребывание подчинено Его воле. Но подает он благо не помимо воли получающего, а сообразуясь с ней.

Бог всегда соблюдает свободу воли Своего творения. Он по-настоящему любит каждую личность, невзирая на её качества. Подлинная любовь не мыслима без свободы, без уважения автономии и суверенитета личности. Благоговение и молитва угодны Богу потому, что дают Ему законный повод одарить достойно просящего, а не потому, что Господь, якобы, наслаждается раболепием и пресмыкательством тварей. Потому молитва не есть выражение страха потерять расположение Владыки, а необходимое условие сохранять неразрывную связь с Источником всяческих благ. Это весьма поучительно для нас. Молитва нужна не только на земле, но и на небе её надобность не отменяется. Если мы хотим в будущей вечной жизни пребывать в Царствии Божием и наслаждаться его благами, то должны здесь на земле полюбить молитву и научиться ей.»1

«Когда будете молиться Богородице, помните, какие усилия требуются от вас. Сколько слёз нужно пролить, сколько скорбей нужно понести, чтобы просьба ваша была услышана! И вовсе не потому, что Богородице или Господу не до нас. Некоторые люди неблагочестиво и богохульно говорят: “Бог не слышит моих молитв!” Можно подумать, что Бог оглох! Нет, Бог – слышит! Бог слышит каждый наш вздох, но Он медлит нам помогать, потому что Он хочет, чтобы мы укрепились в вере, чтобы мы стали воистину верными людьми, воистину верующими в Него, чтобы мы были так же совершенны, как Отец наш Небесный совершен.

Не унывайте в вашей жизни, не впадайте в отчаяние, не предавайтесь пустым слезам: мы – не одиноки, потому что Богородица как прежде, так и ныне простирает Свой сияющий Покров над каждым из нас, над всей Церковью нашей, над всей многострадальной нашей страной.»3

«В праздник Покрова Пресвятой Богородицы испросим у нашей Владычицы молитвенного предстательства и заступничества, духовных и телесных сил для провождения благочестивой и богоугодной жизни, в основании которой пусть будет подлинная любовь к Богу, рождающая в душе горячую молитву.»1

 

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в народе очень уважают, с ним связано большое количество примет. Для живущих в городах эти приметы могут выглядеть устаревшими, но в селах до сих пор к ним прислушиваются.

Приметы связанные с погодой:

- Если вы на Покров увидели отлетающих журавлей, то зима наступит рано и будет холодной.

- Если дуб и береза к Покрову потеряют все листья, то год будет легкий, а если не все, то быть суровой зиме.

- Откуда на Покров ветер дует, с той стороны и придут первые морозы.

- Если на Покров падает снег, то и Дмитриеву дню (8 ноября) быть снежным, а вот если снега не будет, то и в день святой Екатерины (7 декабря) снег не выпадет.

- Если первый снег до Покрова выпадет, то зима не скоро наступит.

- Какова погода на Покров, такова и зима будет.

Свадебные приметы на Покров:

В старину на Покров сватались и женились. Девушки молились, чтобы скорее выйти замуж. Они ставили свечки в церквях перед иконой Богородицы и старались провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь».
Покровским вечером украинские девушки на выданье читали перед образами особую молитву: «Свята мати, Покровонько, накрий мою головоньку. Не стежкою, не квіткою, а чесною наміткою... хоч ганчіркою, аби не зісталася дівкою».

По народным преданиям, земля-мать тоже просит Покрову накрыть ее «білою наміткою». И если в середине октября выпадет снег, — это на счастье молодоженам.
К слову, фата издавна считалась важной свадебной принадлежностью. Если юноша набрасывал на голову девушке покрывало, она беспрекословно становилась его женой.

В старину невесту вели под венец полностью закутанную фатой, которая ассоциируется с покровом Пресвятой Богородицы и ее заступничеством в браке.

 

Другие приметы:

День Покрова совпадал с окончанием полевых работ и подготовкой к зиме. С этих пор начинали топить в хатах: приступали к работе пряхи и ткачихи. До святого дня сельчане берегли засохшие ветки яблони. Считалось если сжечь их именно в этот день, то всю зиму в доме будет тепло.

На Русском Севере с Покрова крестьяне начинали готовить свои дома к зиме: затыкали пазы в стенах изб мхом, говоря при этом: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром».

На юге России только с Покрова начинали топить избы. Праздник Покрова знаменует собой начало зимнего сезона и в скотоводческом календаре.

Отмечая переход на зимние корма, крестьяне на Покров убирали колоды с пчелами, убирали в омшаник и «закармливали» скот на зиму, уже не выгоняя его на пастбища. Для этого еще с жатвы приберегали в избе последний сноп не обмолоченного овса, на Покров его делили по числу голов скота и давали ему прежде иного корма.

К этому времени завершались основные полевые работы, и часть мужской молодежи получала возможность уйти на заработки — с Покрова возобновлялись осенние торги и ярмарки.

Покров окончательно ставил точку в летней жизни, переводя всю домашнюю деятельность в избу: «Зазимье пришло — засидки привело».

Еще одна примета этого праздника советует не браться за работу, а сходить в гости. Покров было принято праздновать несколько дней: с веселым застольем, большим количеством питья, еды.»5


 

1.Священник Марк Ермолаев Источник: http://вознесение.рф/

2. Автор: КИКТЕНКО Елизавета Источник: http://foma.ru/

3.Священник Сергий Ганьковский Источник: http://hram.info/

4.Священник Димитрия Смирнова Источник: http://www.blagodrevo.ru/

5. Источник: http://sotok.net/


Назад к списку