Храм Рождества Пресвятой Богородицы г.Верхнего Уфалея - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Вознесение Господне

Через 40 дней после Своего Воскресения Иисус Христос вознесся на небеса, открыв этот путь и людям. В чем смысл Вознесения? Если Господь открыл двери рая, то почему называют апостола Петра носителем ключей от рая? Где место, откуда вознесся Спаситель, что сейчас там находится? Можем ли мы найти пророчества об этом событии в книгах Ветхого Завета? Как праздновали этот праздник ранние христиане? Попробуем ответить на эти и другие вопросы, связанные с Вознесением Господним.

 

Знаете ли вы, где находится Христос после Своего Вознесения?

Ответ на этот вопрос содержится в шестом стихе Символа Веры: «И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». Вознесение есть венец жертвы Христовой: закланный Агнец предстоит Отцу, являя в своей Богочеловеческой личности восстановленное единство между Богом и человеком. По этому поводу в послании апостола Павла к евреям мы читаем: «Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10: 12). И еще апостол Павел пишет о том, куда вознесся Христос: «Ибо Христос вошёл не в рукотворенное святилище по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божье» (Евр. 9: 24).

Искупительная смерть на кресте, воскресение и вознесение связаны настолько тесно, что Господь говорит о них как о неделимом целом: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32). Своим Воскресением Спаситель победил смерть и совоскресил с Собой человеческую природу, а Вознесением – открыл человеку путь на Небо, куда до этого не восходил никто из людей (Ин. 3:13). Святые отцы писали об этом так:

 

«Как Христос воскрес от мертвых, и смерть Им к тому не обладает, так и когда Он вознесся и воссел в вышних, вся высота находится под стопами Его, всем свидетельствуя, что Он – Бог над всем. И это и была “явленная гора Божия”, как говорит Исаия (Ис. 2: 2), и на вершине всех разумных гор – “дом Божий” – Тело Владычнее. Ибо не Ангел, не человек, но Сам Господь плотию пришел и спас нас, став ради нас подобным нам и, в то же время, неизменно пребывая Богом. Как, когда Он сошел, Он не изменил Своего обитания, но снизошел, так и восходя снова, Он не в Божество возвратился, но посадил на горнем престоле наше, воспринятое Им, естество. Ибо, воистину, там Богу подобало представить первородным из мертвых наше естество, как некое начало первородных от лица всего рода» (Святитель Григорий Палама).

Вознесся Господь наш от Нас на небо для того, чтобы открыть нам двери небесные

«Вознесся Господь наш от Нас на небо для того, чтобы открыть нам двери небесные и чтобы мы невозбранно входили в небо. Праотец наш Адам затворил дверь райскую для всего рода человеческого, сделал ее непроходимой для всех земнородных, и херувим с пламенным оружием стал у дверей райских; затворил Адам рай и путь к жизни, а отверз только входы к смерти и аду. Господь же наш сделал противоположное: затворил входы к смерти и аду, а отверз рай: сначала разбойнику, которому сказал: “Днесь со Мною будеши в раи” (Лк. 23: 43), а потом и всем по Своем вознесении отверз самое небо. Господь наш не носит ключей царства и жизни подобно тому, как носит ключи смерти и ада: где нет врат, там не нужно и ключей, ибо при вознесении Господнем небесные врата совсем прочь взяты и уже никогда не будут после затворены, как пишется о сем в Откровении: “Врата его не имут затворитися во дни: ноши бо не будет” (Апок. 21: 25). Посему-то и ключи там не нужны. Сам Господь не носит их, но отдал их Петру и прочим апостолам, как бы говоря: “Мне они не нужны; носите их вы и уже без труда отверзайте отверстое, отверзайте незатворенное, отмыкайте незаключенное; если только кто сам своей волей заградил себе небесный вход, тому вы можете помочь сими ключами, следующим же за Мной свободен вход и без ключа, ибо врата для них не закрыты и, как взятые прочь, не могут затвориться”» (Святитель Димитрий Ростовский).

Следующим за Мной свободен вход (в рай) и без ключа, ибо врата для них не закрыты

Несмотря на то, что в Вознесении Господь удалился видимым образом от учеников, Он остался с Церковью Своей Божественной природой, о чем и говорит в Своем обетовании: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). В этом заключается антиномия праздника – Вознесшийся Господь остается с человеком. Святым Духом вошел Христос после вознесения в Церковь, чтобы пребывать в ней вечно.
 

Знаете ли вы, что Вознесение всегда выпадает на четверг, хотя оно находится в подвижном круге богослужебного цикла?

Отмечается праздник на сороковой день после Пасхи, так как от Своеговоскресения из мертвых доВознесенияГосподь пробыл на земле сорокдней. Праздниквсегда приходится начетверг6-й недели по Пасхе.

 

Знаете ли вы, что на Вознесении Христа исполнились пророчества о Мессии?

Наиболее ярко Мессию как царя воспел пророк Давид. В 46-м псалме он описывает воцарение Мессии, и в его словах мы узнаем события Вознесения Господня. Пророк поет: «Восшел Бог при восклицаниях» и «ибо щиты земли – Божии [избранники]; Он превознесен над ними» – и мы вспоминаем, что Христос восшел, вознесся на небеса. «Бог воссел на святом престоле Своем» – по Своем Вознесении Христос воссел на престоле рядом с Богом-Отцом.

Знаете ли вы, что Вознесение Господне явило нам Иисуса как Сына и как Бога?

 

Христос, во-первых, явил себя как Бог. Ведь своим Вознесением и воцарением в человеческой плоти Он завершает Свое земное спасительное служение, открывает всем уверовавшим в Него путь в Царство Небесное и дает христианам возможность быть там же, где Он. Сам Господь говорит об этом: «Пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14: 2–3); «где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12: 26).

Пророк Давид поет: «Восшел Бог при восклицаниях»

Он явил Себя и как Сын, бывший верным, послушным Отцу даже до крестной смерти. Потому Он и получает от Отца «наследство» – Царство Небесное, которым владеет вместе с Отцом и которое обещает верующим: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2–3). Он и по Своей человеческой природе получает от Отца вечную славу, о которой молился в первосвященнической молитве: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Ин. 17: 1).
 

Следует помнить, что как Воплощение в человеческую природу, так и ее присутствие «одесную Отца» ничем не изменило внутри-Троичных отношений, поскольку Триипостасный Бог непреложен и неизменен.

Один и тот же путь ведет к поту кровавому, на крест, и к Елеону – на небо

Знаете ли вы, что в ранней Церкви празднование Пятидесятницы и Вознесения не разделялось?
 

Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения).Вознесение Господне – одно из важнейших событий в истории новозаветной Церкви. Из видимого образа Христос вступает в образ присутствия невидимого.До конца IV века празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день. По мнению Ж. Даньелу, разделение двух праздников произошло после осуждения ереси Македония (отвергавшего Божество Святого Духа) на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Святого Духа в домостроительстве спасения. Таким образом, только с IV века Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи, но и как самостоятельный праздничный день.

Пятидесятница понималась не как праздничный день, а как особый период церковного года

Знаете ли вы, почему ученики спрашивали Христа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю»?
 

Феофилакт Болгарский пишет, что ученики пожелали подробнее узнать о получении Святого Духа и избавиться от бедствий и страданий уже сейчас, не желая подвергать себя опасностям. Говоря о восстановлении Царства, апостолы предполагали некий конец и установление владычества Христова в их понимании: Христос – земной Царь, владычествующий на земле, как и прочие делают. Но царство Его не от мира сего – вот чего апостолы, вследствие того, что еще не приняли Святого Духа, не понимали. Потому блаженный Феофилакт говорит: «Мне кажется, что для них и неясно еще было, что такое это царство». Потому Господь и не дает им прямого ответа, так как по сошествии Святого Духа они будут мыслить уже иначе и сами уразумеют суть этих слов.

Знаете ли вы, где находится место с которого вознёсся Христос?

«Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян. 1: 12). Гора Елеон (Масленичная гора) – возвышенность, тянущаяся с севера на юг против восточной стены Старого города Иерусалима, по восточную сторону Кедронской долины. Издревле она была засажена маслинами, откуда и произошло ее название. На горе Елеон расположены многие православные святыни, среди которых – гробница Божией Матери, два русских женских монастыря. Также на Елеонской горе есть два католических храма и древнее еврейское кладбище, – быть похороненным на котором считается большой честью (сегодня кладбище насчитывает не менее 150 000 могил).

Здесь же, на Елеоне, расположен знаменитый Гефсиманский сад, в котором Спаситель молился перед своими крестными страданиями.

Знаете ли вы, как связаны Вознесение на 40-й день после Воскресения и поминовение усопших на 40-й день?

 

 

Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по Своем Воскресении. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося человека взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Бога, достигла обещанного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

Редакция сайта Сретенской семинарии


Назад к списку