Храм Рождества Пресвятой Богородицы г.Верхнего Уфалея - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ПОЧИТАНИЕ МОЩЕЙ – ДРЕВНЕЙШАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ

ПОЧИТАНИЕ МОЩЕЙ – ДРЕВНЕЙШАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Издревле мощи святых особо почитались христианами. В первую очередь следует упомянуть крайне бережное и трепетное отношение к телам усопших святых людей – в первую очередь к Иоанну Крестителю. После обезглавливания пророка его ученики забрали тело, которое и погребли со всяким тщанием. Апостол Фома открывает традицию поклонения останкам святых, попросив апостолов открыть гробницу Пресвятой Богородицы после Ее Успения. Наконец, некоторые материальные вещи, имевшие непосредственное отношение к жизни святого, также оказывались объектом внимательного к себе отношения по чудесам, творящимся от них – это и риза Пресвятой Богородицы, и Крест Христов, и Святая Плащаница.

Но все же особым образом Господь прославляет именно телесные останки святых, не подвергая их тлению. Лишь частично после упокоения святого его тело разрушалось, до определенного состояния. Именно неразрушимые останки тел святых людей мы и называем сегодня мощами. Редкий храм обходиться без даже самой маленькой раки – особого сосуда или ковчежца для хранения – с мощами. Часто можно услышать истории благочестивых христиан о чудесах, происходящих по молитвам верующих, прикладывающихся к святым мощам, а иногда даже стать свидетелем этих чудес.

Особое почитание заслужили монастыри и храмы с большим количеством мощей – обычно в такие места организуются паломничества. Одним из благодатных для всякого христианина мест является Киево-Печерская Лавра, в подземных пещерах которой сохранились нетленные останки целого сонма святых, подвизавшихся в стенах монастыря. Они несли особый подвиг, живя в этих пещерах. Даже сегодня передвижение по пещерам в Лавре составляет достаточно большую трудность, хотя хода были значительно расширены по сравнению с их изначальным размером.

Киево-Печерская Лавра – невероятно запоминающийся своей благодатной атмосферой монастырь. Свежий киевский воздух из-за близости Днепра после входа в Лавру кажется еще свежее, еще чище. Удивительная тишина сопровождает паломника в каждом храме, как подземном, так и надземном. Спокойствие и размеренность при посещении пещер являются самим собой разумеющимся делом.

Пещеры в Лавре делятся на две части: Ближние Пещеры и Дальние, согласно их основателям: Антонии и Феодосии Печерским. В самих пещерах в стенах проходов выдолблены дополнительные ниши для расположения в них гробниц с мощами святых. Почти с каждым из почивающих под землей святых связана прижизненная чудесная история. Мне особенно запомнился пасхальный случай, когда один из монахов спустился на Пасху окадить место упокоения братии и поделиться с ними пасхальной радостью. В ответ на возглас монаха «Христос Воскресе!» почившие святые прямо из гробов ответили «Воистину Воскресе!», засвидетельствовав тем самым единство Церкви Земной и Небесной.

Очень ярким впечатлением от посещения Лаврских пещер остается удивительное благоухание, исходящее от святых мощей. Каждый раз, прикладываясь к гробу святого, можно почувствовать этот удивительный, ни с чем не сравнимый аромат благодати Божьей. Все в совокупности дарит удивительные впечатления на всю оставшуюся жизнь – даже единственный визит в Лавру не оставит равнодушным никого и станет незабываемым впечатлением от прикосновения ко святыне.

Как в надземных, так и в подземных храмах совершаются ежедневные богослужения и требы, поэтому всякий желающий сугубо помолиться в пещерах может это сделать не только лично, но и за общей церковной молитвой. Пещеры открыты довольно продолжительное время суток, поэтому попасть в них не составляет труда и почти никогда не бывает большого скопления паломников внутри пещер. Очень важно не забывать, что под землей нет света и взять с собой свечу – света от лампадок над гробницами, безусловно, недостаточно чтобы разглядеть имя усопшего святого.

Усердие паломника каждый раз щедро награждается – посещение Лавры дарит удивительный подъем духовных сил, молитвенное настроение, помогает в покаянии, укрепляет в вере. Стоит хотя бы на секунду задуматься – целый сонм величайших святых, подвизавшихся в столь трудных условиях, ущемлявших сознательно свою жизнь ради Господа – по нашим просьбам молиться за нас, многогрешных, у Престола Божия. Трудно представить себе более благое начинание праведной, истинно христианской жизни, чем искреннее раскаяние и прошение молитв у святых, заступничества перед Господом. И если у кого-то есть возможность совершить паломничество в Киево-Печерскую Лавру хотя бы на один день, чтобы помолиться в пещерах и приложиться к мощам святых, ею не следует пренебрегать, но умиленным сердцем и кроткою душой посетить пещеры и помолиться у святых мощей.

 Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев

Источник: Созидатель

 

Дивен Бог во Святых Своих...(Мощи,чудеса и наука)

Почти 20 лет назад советские ученые, исследовав многие останки святых угодников Киево-Печерской лавры, неожиданно «открыли» тайну феномена нетленности: оказалось, что в мощах содержатся высокоочищенные масла, не имеющие ни жирных кислот, ни неорганических фосфатов, способствующих процессам разложения.

Однако в то атеистическое время такую сенсацию боялись предать широкой огласке. И только недавно мне посчастливилось получить неоспоримые документальные свидетельства из рук одной киевлянки, дочери кандидата биологических наук Тамилы Решетниковой (ныне покойной). В 80-е годы прошлого века Тамила Решетникова работала в составе государственной комиссии по исследованию мощей, сотнями лет покоившихся в нашей Лавре. Полностью с этим уникальным научным исследованием Тамилы Решетниковой «Современные исследования святых мощей» можно ознакомиться в читальном зале библиотеки музея-заповедника Киево-Печерской лавры. В советские годы эта научная работа была издана очень маленьким тиражом.

Мощи против радиации

Феномен святых мощей давно приковывал к себе внимание множества «следопытов». В документальном фильме Николая Ильинского «Тайны Киево-Печерской лавры» есть видеозапись о спелеологах, пытавшихся обнаружить место захоронения основателя этого монастыря - преподобного Антония. По всей вероятности, они не знали (или не признавали) завещания старца о том, чтобы никто не тревожил его прах. После того как вырвавшийся из-под земли необжигающий огонь дважды преградил им путь, все исследования были немедленно прекращены. И тогда за дело принялись ученые…

В своем труде «Современные исследования феномена святых мощей» кандидат биологических наук Тамила Решетникова детально описала биофизико-химическую природу останков печерских подвижников и их влияние на живые объекты: «Объектами исследований были семена и семи-девятидневные ростки пшеницы сорта Мироновская-808. Содержание химических элементов в семенах определяли методом пламенной фотометрии на атомно-абсорбционных спектрометрах «Сатурн» (СССР) и «АА-1» (ГДР). Погрешность приборов по стандартам составляла 1-2 %, число вариантов в пробирках - от 5 до 10. Ошибка исследований не превышала 3 % при уровне вероятности 0,950-0,997…

Во всех случаях, независимо от продолжительности временной экспозиции, эффект был один: семена, побывавшие возле мощей, отличались повышенными на 15-20 % всходами и ускоренным развитием…

Результаты химических анализов показали, что даже после кратковременного пребывания возле мощей в сухих семенах изменяется состав некоторых химических элементов. Так, например, под воздействием мощей святого Агапита-целителя количество цинка (вредного для растения - В.К.) уменьшилось на 18 %, а кальция и калия - увеличилось на 11 и 4 соответственно… Можно предположить, что первопричиной обнаруженных изменений в семенах являются процессы трансмутации, т.е. взаимопревращения атомов одних химических элементов в другие».

Но больше всего Решетникову поразило другое: «благословенные» зерна, в отличие от обычных, успешно выдержали облучение и даже дали прибавку в зеленой биомассе.

Следующий эксперимент был проведен возле мощей Никона Великого: стрелка дозиметра ДП-5В, ранее показавшая 120 микрорентген (такой была средняя радиация в Киеве в мае 1986 г.), после молитвенного обращения к преподобному резко уменьшилась на 50 рентген! Ученые были настолько шокированы, что безоговорочно поверили в силу Святого Духа. Именно тогда они сделали уникальное открытие: энергетическая сила, исходящая от преподобных подвижников, «воздействует на живые организмы на ядерном уровне организации материи»…

Они… живые?!

По мнению многих экспертов, работавших вместе с Тамилой Решетниковой, останки святых подвижников обладают сверхъестественными свойствами: спонтанной самостерилизацией, отсутствием гемолитических (болезнетворных) бактерий, очень вредных как для живого организма, так и для мощей.

После проведения медэкспертизы ученые определили, что святые мощи являются источником неизвестной науке энергии. Наряду с отсутствием процессов гниения был установлен факт сильного высыхания тканей. В отличие от зловонных египетских мумий, благоухающие останки печерских подвижников не содержали в себе никаких антисептиков: их тысячелетнее сохранение было обусловлено не методами бальзамирования (в Православии это запрещено), а особой структурированностью организма, что позволяло воде безпрепятственно испаряться через мембраны клеток даже после полного прекращения обмена веществ, т.е. после смерти.
Но и это еще не все: оказывается, долгое пребывание святых в молитвенном состоянии так сильно влияет на телесные атомы, что они даже после смерти организма остаются постоянными ретрансляторами внеземного энергетического потока, воздействующего на все окружающее из космоса. Зафиксировав на фотопленке энергопотоки, излучаемые во время молитвы человека, ученые выдвинули любопытную версию: если в энергоканал связи между святыми мощами и космосом (читай - Богом) вливается энергия молитвы живого человека, то это приводит к ее усилению, т.е. к исцелению или другому благотворному влиянию на людей. Таким образом, чем сильнее вера, тем эффективнее будет результат.

Удивляет еще один факт, не поддающийся обьяснению с научной точки зрения: тела священномучеников сохранились намного лучше, чем тела прочих святых, умерших естественной смертью. Но больше всего поражают результаты анализов, полученные еще в декабре 1988 года во время химического анализа мощей, взятых из чаш с мироточивыми главами, которые на языке ученых именовались «образцами №4, №9 и №20». Именно тогда 3 светила медицины - профессоры Бобрик и Концевич вместе с лауреатом премии имени академика Палладина профессором Хмелевским составили уникальный отчет, в котором черным по белому было написано: «Химический анализ образцов был исполнен в лаборатории кафедры биохимии Киевского мединститута.

Результаты анализа показали: все образцы являются высокоочищенными маслами, не содержащими в себе высших жирных кислот, что подтверждается отсутствием реакции этерификации и метилования… В образцах не обнаружены неорганические фосфаты и ионы аммония, что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических веществ… Исследованиями установлено, что образец №20 имеет 20 мг белка в 100 мл, образец №9 - 13 мг, а образец №4 - 70 мг. Данный показатель присущ только живому организму…»

Преподобный Илья Муромец родился калекой

Рентгено-флуоресцентный и атомарно-абсорбционный анализы позволили установить в мощах преподобного Алипия-иконописца, краски которого считались чудотворными, чрезвычайно высокое содержание цинка, рубидия, железа, меди, свинца, ртути, брома и марганца, а в мощах преподобного Агапита-врача - большую концентрацию марганца, брома, цинка и свинца. Скорее всего, это связано с их профессиональными занятиями - частым контактированием с красителями и лечебными препаратами, изготовленными на основании упомянутых химических элементов.

С помощью антропометрических исследований удалось определить и физические данные печерских подвижников. К примеру, по методу ученого Герасимова было установлено, что возраст Нестора-летописца составлял 60-65 лет, рост - 163-164 см., Илии Муромца - 40-45 лет и 177 см., соответственно. Кстати, последний действительно обладал огромной силой (у него была очень развита мускульная система). Но первые «30 лет и 3 года», как и повествует предание, он вообще не мог ходить: смолоду страдал заболеваниями хребта, что привело к некоторым функциональным перестройкам организма (утолщение черепа, увеличение размеров кисти по сравнению с длиной плеча…). Вдобавок ко всему былинный богатырь имел несколько переломов ребер и правой ключицы, проникающее ранение левой руки, а смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом (копьем?). (Этот вывод ученых как будто вступает в противоречие с житием святого. Ведь, насколько известно, былинный богатырь умер в монастыре, а не на поле битвы. Но можно предположить, что он погиб, защищая обитель от набега кочевников. Или же рана все-таки оказалась не смертельной. А может быть, и данные науки оказались неточны, что нередко случается - ред.)

На теле преподобного Тита-воина тоже обнаружено немало боевых травм, в первую очередь в черепной коробке: в левой темечковой кости зафиксировано сквозное ранение веретеноподобной формы размером 4х1,5 см. От переднего края этого повреждения отходит линия сросшегося перелома в виде небольшой борозды - это свидетельствует о том, что полученная рана не привела к моментальной гибели. Как известно, в своей предсмертной «епитафии» Тит говорит, что он «бывши на брани, поражен был во главу оружием, едва смертным, и сего ради оставил воинствование; мало нечто возмог, приидя в монастырь Печерский».

Сравнительный анатомический анализ показал, что физическое развитие почившей братии было довольно хорошим: святые иноки в основном являлись людьми среднего и высокого роста, имели правильное и крепкое телосложение. Большинство из них умерли в зрелом и «пенсионном» возрасте: от 40 до 60 лет. В зависимости от рода занятий у святых подвижников были развиты определенные группы мышц: у преподобного Марка-печерника прекрасно развиты нижние и верхние конечности, у Григория-иконописца - правая рука, шея и спина. Это лишний раз доказывает, что в монастырь уходили не только хилые и престарелые мизантропы, но и настоящие богатыри…

Каждый преподобный по-своему благоухает

Во время посещения Лавры игумен дальних пещер иеромонах Василий благоговейно открыл передо мной раки нескольких святых и даже позволил прикоснуться губами к их высохшим рукам. И - о чудо! Оказывается, наши богоносные и преподобные отцы, столетиями почивающие в тихих монастырских обителях, продолжают излучать тепло. Температура их мощей примерно такая же, как у живого человека!

Медленно продвигаясь по узким проходам дальних пещер Киево-Печерской лавры, мы восхищались духовными подвигами святых отцов. От замурованных в стене мощей преподобного Кассиана-затворника повеяло удивительным, неземным ароматом. В этом дыхании вечности чувствовалась глубокая мистика, способная вывести человека за пределы обычного рассудка.

По мнению лаврских монахов, к нетленным мощам нужно относиться с особым почтением и благоговением. В случае святотатства грешнику не избежать жестокого наказания. Об этом свидетельствуют записи Митрополита Киевского Петра Могилы, составленные по словам многих очевидцев. В частности, меня впечатлил рассказ о немецком отроке Генрихе Мансвеле: находясь в лаврских пещерах со своими родителями, он втайне оторвал палец от руки одного из святых. По дороге в Киев его разум так сильно помутился, что окружающие взволнованно спрашивали: «Кто ты и почему ходишь как сумасшедший?». Сознавшись в содеянном, он был вынужден вернуться в Лавру и положить оторванный палец на место. И только после этого Генрих почувствовал душевное облегчение.

Говорят, каждый святой по-своему благоухает, однако различить эти запахи может лишь тот, кто не просто обладает хорошим обонянием, а неустанно стремится к своему духовному совершенству. Трижды в год святые мощи почивающих в Лавре угодников Божиих наряжаются в одинаковые цвета: от начала Великого поста до Пасхи их переодевают в черные церковные одеяния, от Пасхи до Святой Троицы - в красные, от Святой Троицы до начала Великого поста - в зеленые. В порядке исключения мне также разрешили зайти в «святая святых» - своеобразный подземный шкаф, на полках которого хранятся специальные сосуды с мироточивыми главами. Впервые в жизни я не только увидел, но и смог приложиться к честной главе священномученика - это был небольшой потемневший и полый череп Климента Римского, одного из учеников Апостола Павла, жившего еще в I-ом веке. А вот узнать имена остальных угодников, к сожалению, так и не удалось: записи о них были утеряны в результате долгих лет атеистических гонений и частых разрушений Лавры… Из нескольких десятков глав, показанных нам в Дальних пещерах, сегодня мироточат лишь семь. Многие монахи связывают этот факт с оскудением истинной веры и расцветом западных сект в нашей Православной стране.

- Когда после долгих лет гонений нашу Лавру снова открыли, главы Божиих угодников мироточили так обильно, что за день один сосуд мог наполниться наполовину, - говорит отец Василий. - Это свидетельствует об истинности Христианства: многие святые, предвкушая вечные блаженства, прославляются не только на небесах, но и на земле. Их нетленные мощи необходимы для духовного подкрепления каждого человека: через молитвы к нашим преподобным люди получают исцеления и утверждаются в Православной вере.

Говорят, что в темных пещерах преподобные и богоносные отцы читали священные книги, пользуясь светом… собственных рук. В замурованных келиях, где обычный (мирской) человек наверняка сошел бы с ума, святые затворники могли пребывать целые годы без вреда для собственной психики: чем дольше они там жили, тем больше чувствовали себя счастливыми и тем сильнее становился их дар провидения, а сила их разума только возрастала.

…Современный вид 950-летней Киево-Печерской лавры («малого Иерусалима») окончательно сформировался в 1718 году после грандиозного пожара, во время которого сгорели все деревянные постройки. Лавра занесена в список 360 архитектурных шедевров мира: в лаврских фондах хранится 62 000 единиц редчайших произведений искусства, в Дальних пещерах насчитывается 48 мощей святых, в Ближних - 74.

Валентин Ковальский

Правосланая газета «Благовест»


Назад к списку